Арабский географ X века об Армении и Дербентских воротах, защищавших регион от турок
В рамках проекта «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» в 29 выпуске за 1901 г. опубликован очерк Н. А. Караулова «Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Адербейджане. ч. I. Ал-Истахрий».
Работа Караулова ценна тем, что автор публикует полный перевод «Книги путей царств» арабского географа Х века Ал-Истахри, присовокупив оригинал на арабском языке и представив некоторые сведения об авторах и их труде.
Абу-Исхак-Ибрахим-Ибн-Мухаммед ал-Фарисий ал-Истахрий (ок. 930 г. н. э.), о жизни которого ничего неизвестно, оставил после себя сочинение под заглавием «Китабу месалик-или-мемалик» (книга путей царств). Это сочинение представляет собой издание трудов его предшественника Абу-Зейда-Ахмед-ибн-Сахля ал-Балхия, который составил атлас географических карт «Сувар-ил-акалим» (изображение поясов земли), с краткими пояснениями, значительно распространенными впоследствии ал-Истахрием. Первое издание этого атласа вышло в свет в 929 или 930 г. н. э., а второе – между 940 и 941 гг. н.э.
Текст Ал-Истахрия составляет первый том «Biblioteca geographrum arabicorum. Leugd. Batav. 1870» издания «de Goeje». При переводе Караулов пользовался основным текстом Ал-Истахрия, установленным «de Goeje», указывая лишь на наиболее заслуживающие внимания варианты других списков данного автора.
Работа начинается с очень важного и примечательного замечания Ал-Истахрия о том, что свое путешествие от крайних пределов Ислама до Рума он начинает со стран Армении, Аррана и Адербейджана, считая их за одну область. «Армению, Арран и Адербейджан мы соединяем на одной карте и рассматриваем как одну область», - пишет Ал-Истахрия.
Автор дает точную локализацию этих трех стран: На востоке – Джибаль (Персидский Иран), Дейлем (страна, лежащая на юго-западе Каспийского моря) и западный берег Хазарского моря. С запада – пределы Армана (в тексте подразумевается «Византийская» Армения), Алланов и отчасти границы Джазиры (Месопотамии), с севера Алланы и горы Кабк (Кавказский хребет), с юга граничит с ними Ирак и отчасти пределы Джазиры.
Далее в тексте следует детальное описание Армении, Аррана и Адербейджана в отдельности – рассказывается о столицах, дается локализация наиболее значимых городов и сооружений в них, о быте и экономике, партнерах и врагах и пр..
В частности, об Адербейджане Ал-Истахрия пишет следующее: «Самый большой город в Адербейджане - Ардабиль, в нем лагерь войска и дворец правителя. Большая часть построек глиняные, город этот цветущий и цены в нем дешевые; у него есть волости и округа. Приблизительно в двух фарсахах от Ардебиля огромная и высокая гора «Сабалан», на ней лежит снег и зиму и лето и она необитаема».
[
Следующий за Ардебилем по величине город – Мерага (совр. Марага), за которой следует Урмия. Далее перечисляются менее значительные по величине города: Меянидж, Хунадж, Уджан, Дзахарракан, Хувей, Саламас, Меранд, Тибриз, Берзенд, Варсан, Мукан, Джабраван и Ушнух. «Что касается Джарбравана, Тибриза и Ушнух-ал-Азария, то эти города и область, охватываемая ими, называются Рудайнией (пространство к востоку и югу от озера Урмия)», - заключает описательную часть городов Адербейджана Ал-Истахрия.
Далее автор переходит к описанию городов Аррана и начинает с самого крупного из них – Берда’а (Партав) – города большого, здорового, цветущего и весьма обильного посевами и плодами. Говоря об экономике города, Ал-Истахрия отмечает, что Берда’а в основном занимается экспортом шелка. «Червей шелковичных вскармливают на тутовых деревьях, не принадлежащих никому, много его отправляется оттуда в Персию и Хузистан», - пишет он.
Ал-Истахрия также рассказывает о знаменитом Партавском базаре: «Около ворот Берда’а, называемых «Воротами курдов», рынок по имени «ал-Кюркий», где собирается народ каждое воскресенье, и стекаются люди из всевозможных стран, даже из Ирака». Казнохранилище города находится в соборной мечети по сирийскому обычаю, которые всегда располагаются в мечетях. Оно имеет крытую свинцом плоскую крышу с железной дверью, на девяти колоннах. Дворец правителя рядом с соборной мечетью в городе, а рынки – в его предместьях.
Далее Ал-Истахрия дает детальное описание второго по величие и важности города Аррана Дербента - Баб-ул-абваб, что лежит при море, а в центре его рейд для судов. «Между рейдом и морем выстроено параллельно берегам моря две стены, проход для судов тесен, а вход сделан извилистым и в устье порта протянута цепь, так, что не может судно ни выйти, ни войти иначе как с разрешения. Эти две стены из камней и свинца», - пишет автор.
Локализуя Баб-ул-абваб (Дербент), Ал-Истахрия пишет, что город больше Ардебиля и лежит он на Табаристанском (Каспийском) море, там много посевов, но незначительное количество плодов. Вокруг города, стена из камня, обожженного кирпича и глины и город этот служит портом на Хазарском (Каспийском) море для Серира и иных стран кяфиров. Из Баб-ул-абваб вывозятся полотняные одежды, которые выделываются только там. В Баб-ул-абвабе встречаются рабы из разных стран кяфиров и различных племен.
Вокруг города каменная стена, построенная еще персидским царем Ануширваном, которая простирается от горы к морю и служит защитой для города от врагов разных национальностей и языков, которыми окружен город. Рядом с городом находится высокая гора по имени «Дзыбь». На вершине этой горы ежегодно собирают большое количество дров и зажигают костры, с целью предупредить жителей Адербейджана, Аррана и Армении о внезапном нападении врагов.
О населении Баб-ул-абваба и его окрестностей, Ал-Истахрия пишет, что там живет более 70 различных племен и у каждого племени свой особый язык, так что они не понимают друг друга. Однако персидский царь Хосрой (общее имя персидских царей Сасанидской династии), понимая важность этой приграничной местности, не ослаблял наблюдения за ее положением.
Таким образом, для охраны в этом месте были поселены надежные, по мнению Хосроев, стражники из разных областей, с условием, что вся местность, которой они завладеют, предоставлялась в их исключительное пользование без всяких расходов для правительства, без хлопот об этом крае и без вмешательства в его дела. «Все это было сделано из сильного желания заселить этот край надежными людьми и тем самым защитить от различных племен турок и кяфиров», – пишет Ал-Истахрия.
В числе заселенных для охраны местности находилось племя Табарсеран, а по соседству с ним племена, известные под именами Филан и Лакз, последние особенно многочисленны и храбры. Кроме того, там есть племена Лиран, Шараван и другие. Для каждого племени было назначено место пребывания, которое они должны были охранять. Они многочисленны и сильны, и есть у них как конница, так и пехота.
По соседству с Баб-ул-абвабом, у пределов исламских государств, на берегу моря есть волость по имени Макат, рядом с которой расположена земля Лакзов – племени значительного, мужественного и рослого. Между ними и между Баб-ул-абвабом – страна Табасеран, жители ее также мужественны и храбры, как и Лакзы и страна их также густо населена. Разве только Лакзы превосходят Табасаранцев числом и владения их гораздо обширнее. А выше лежит Филань, это незначительная область. За Маскатом, по берегу моря, город Шабрань, незначительный, но укрепленный и богатый волостями. Далее следует волость Джаншемдан, а за ними следует Джабаля и Шарвана до пределов Баку, Дерника, Лакзов и Меджма-ал-Нахрайн. Далее, позади этого Лиран, в этой стране большой укрепленный замок. Рассказывают, что в этом замке есть журчащие ключи и он сам неприступен.
Продолжение следует.
Напомним, «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» – масштабное издание нарративных источников, осуществлявшееся управлением Кавказского учебного округа в период с 1881-1908 гг., включающее в себя исследования и описание истории, жизни, быта, этнографических особенностей народов, населяющих Кавказский регион Российской Империи.
Материалы по теме:
Научное издание Российской Империи о селе Варташен и быте живущих там удин, армян, евреев и татар